Как подготовить школьников к ОГЭ по русскому языку

27.10.2022

В экзаменационную работу по русскому языку для выпускников 9-х классов входят девять заданий, которые распределены на три части. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.Чтобы подготовить девятиклассников к сжатому изложению, педагогам нужно:

  • мобилизовать память школьников;
  • научить слушать;
  • тренировать сжимать информацию;
  • научить избегать фактических ошибок.

Мобилизовать память школьников

Рекомендуется  работать со специально подобранными текстами для устного и письменного изложения. В среднем такие тексты включают до 150 слов и 3 абзаца, каждый из которых соответствует одной микротеме. Тексты педагог выбирает разных жанров: путевые заметки, дневники, письма и т. д.

Чтобы школьники воспринимали содержание текстов, они должны уметь составлять разные типы планов, выявлять опорные слова и преобразовывать информацию в графическую, табличную, тезисную и другие формы. 


Пример

Задание, которое мобилизует память и навыки пересказа

Педагог предлагает несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Выпускники учатся держать в памяти основную часть текста и комбинировать его структурные компоненты.


Научить слушать

На экзамене текст, по которому школьники пишут изложение, звучит в записи. Не подготовленные к этому выпускники теряются, отвлекаются на «чужой» голос и не могут сосредоточиться на содержании текста. Чтобы подготовить школьников к экзамену, рекомендуем  работать с аудиозаписями, которые читают разные дикторы.

Совет

Научитесь  находить в тексте абзацы, которые соответствуют микротемам. Хочу такой сайт

Выпускники часто теряют баллы из-за того, что не отражают в изложении микротемы исходного текста. Чтобы избежать этого, школьники должны уметь находить в тексте абзацы, которые обычно и соответствуют микротемам. На слух абзацы можно определить по паузам.


Тренировать сжимать информацию

Неважно, какой именно прием компрессии текста использует в работе выпускник. Достаточным является использование даже одного приема, но на протяжении всей работы. Чтобы правильно сжимать текст, школьник должен уметь отделять главное от второстепенного. Проверьте, как педагоги включают в подготовку задания на поиск главной мысли и выделение микротем.

Навык сжатия информации выпускники также могут отрабатывать на упражнениях типа «Переформулируйте», «Скажите своими словами» и когда используют жанры, в которых сжатие информации происходит естественными образом. К таким жанрам относятся аннотация, конспект и др.


Научить избегать фактических ошибок

Если выпускник допустит фактические ошибки, он потеряет баллы. Школьники не должны включать в изложение информацию, которой не было в исходном тексте, добавлять свои мысли и микротемы.

Предложите педагогу напомнить выпускникам о правиле «не запоминайте то, что не требует запоминания». Все имена собственные, которые встретятся в тексте, на экзамене напишут на доске. Выпускники должны быть готовы к этому, чтобы не держать лишнюю информацию в голове и проверить написание перед тем, как сдать работу.






Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».