27.10.2022
В экзаменационную работу по русскому языку для
выпускников 9-х классов входят девять заданий, которые распределены на три
части. Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному
тексту.Чтобы
подготовить девятиклассников к сжатому изложению, педагогам нужно:
- мобилизовать память школьников;
- научить слушать;
- тренировать сжимать информацию;
- научить избегать фактических ошибок.
Мобилизовать
память школьников
Рекомендуется работать со специально подобранными текстами для устного и письменного
изложения. В среднем такие тексты включают до 150 слов и 3 абзаца, каждый из
которых соответствует одной микротеме. Тексты педагог выбирает разных жанров:
путевые заметки, дневники, письма и т. д.
Чтобы школьники воспринимали содержание текстов, они должны
уметь составлять разные типы планов, выявлять опорные слова и преобразовывать
информацию в графическую, табличную, тезисную и другие формы.
Пример
Педагог
предлагает несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его
концовки. Выпускники учатся держать в памяти основную часть текста и
комбинировать его структурные компоненты.
Научить
слушать
На
экзамене текст, по которому школьники пишут изложение, звучит в записи. Не
подготовленные к этому выпускники теряются, отвлекаются на «чужой» голос и не
могут сосредоточиться на содержании текста. Чтобы подготовить школьников к
экзамену, рекомендуем работать с аудиозаписями, которые читают
разные дикторы.
Научитесь находить в тексте
абзацы, которые соответствуют микротемам. Выпускники
часто теряют баллы из-за того, что не отражают в изложении микротемы исходного текста.
Чтобы избежать этого, школьники должны уметь находить в тексте абзацы, которые
обычно и соответствуют микротемам. На слух абзацы можно определить по паузам.Совет
Тренировать
сжимать информацию
Неважно,
какой именно прием компрессии текста использует в работе выпускник. Достаточным
является использование даже одного приема, но на протяжении всей работы. Чтобы
правильно сжимать текст, школьник должен уметь отделять главное от
второстепенного. Проверьте, как педагоги включают в подготовку задания на поиск
главной мысли и выделение микротем.
Навык
сжатия информации выпускники также могут отрабатывать на упражнениях типа
«Переформулируйте», «Скажите своими словами» и когда используют жанры, в
которых сжатие информации происходит естественными образом. К таким жанрам
относятся аннотация, конспект и др.
Если
выпускник допустит фактические ошибки, он потеряет баллы. Школьники не должны
включать в изложение информацию, которой не было в исходном тексте, добавлять
свои мысли и микротемы. Предложите
педагогу напомнить выпускникам о правиле «не запоминайте то, что не
требует запоминания». Все имена собственные, которые встретятся в тексте, на
экзамене напишут на доске. Выпускники должны быть готовы к этому, чтобы не
держать лишнюю информацию в голове и проверить написание перед тем, как сдать
работу.Научить
избегать фактических ошибок