Актуально на 26 окт 2022
Единых федеральных требований к ведению журнала успеваемости нет. Требования устанавливают на региональном или муниципальном уровне органы управления образованием. Региональные или муниципальные органы власти предоставляют электронную услугу – электронный учет успеваемости и принимают административный регламент ее исполнения. Поэтому они вправе разработать рекомендации для школ с учетом особенностей эксплуатируемых информационных систем.
Школам нельзя одновременно вести журнал успеваемости в электронном и бумажном виде.
Педагоги могут заполнять журнал только в одной форме: либо в бумажной, либо в электронной (п. 2.3 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, письмо Минпросвещения от 01.10.2021 № СК-403/08).
Распределить ответственность по работе с журналом необходимо локальным актом школы, например, положением. В локальном акте отражают вопросы сроков внесения в журнал сведений об обучающихся, тематического планирования, тем проведенных уроков и домашних заданий; порядка взаимодействия с родителями учеников через электронный журнал, архивирования сведений об успеваемости и др.
Названия предметов в журнале должны совпадать с названиями в учебном плане уровня образования. Чтобы проверить, верно ли названы предметы, смотрите памятки по ФГОС.
Названия предметов в журнале записывают полностью, без сокращений. Для предметов «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература» в скобках нужно указать, какой именно язык изучается.
В журнал нужно вносить сведения об изучении всех учебных предметов в данном классе по учебному плану, в том числе тех, которые изучаются 0,5 часа в неделю, например, ОДНКНР или экономика. Чтобы изучать такие предметы, используют два подхода:
Это никак не влияет на записи в журнале, педагог вносит предмет и заполняет сведения обо всех проведенных уроках.
Темы уроков в классном журнале должны полностью совпадать с темами в календарно-тематическом планировании педагога. В электронном журнале учитель выбирает тему из предварительно загруженного планирования.
Запись о домашнем задании педагог должен сделать в тот же день, когда провел урок, на котором задано домашнее задание. Чтобы автоматизировать запись домашнего задания в электронном журнале, порекомендуйте учителям вписать в каждый урок в календарно-тематическом планировании домашние задания. Если домашнего задания не запланировано, в поле «Домашнее задание» педагог вносит запись «не задано». Домашнее задание уместно не задавать после контрольных работ или перед каникулами.
На первом в году уроке химии, физики, физической культуры, информатики и других предметов педагоги проводят инструктаж по технике безопасности и вносят запись о нем в журнал. На первом уроке во втором полугодии проводится повторный инструктаж. Запись о нем также должна быть в журнале.
Если на уроке проводится практическое занятие, например, лабораторная или практическая работа, педагог фиксирует это в журнале. Эти данные понадобятся, чтобы проконтролировать выполнение практической части рабочей программы предмета. Число запланированных практических работ должно совпадать с количеством записей о практических работах в журнале.
Школа вправе самостоятельно определить, как использовать результаты ВПР (Методические рекомендации, направленные письмом Рособрнадзора от 10.02.2020 № 13-35). Зафиксируйте это в локальном акте, например Порядке проведения ВПР в школе.
ВПР можно использовать использовать как форму промежуточной аттестации – вместо итоговых контрольных работ (письмо Минпросвещения 01.10.2021 № СК-403/08, письмо Рособрнадзора от 11.02.2022 № 02-31). При этом не дублируйте контрольные работы по учебным предметам, по которым проводите ВПР. После ВПР персонально уведомьте учеников и родителей об итогах.
Если засчитываете результаты ВПР как отметки за контрольные, выставляйте их в классный журнал. Если используете ВПР только для мониторинга качества образования, не выставляйте отметки в журнал.
Школа решает самостоятельно, что написать в классном журнале, когда на уроке по предмету проходит ВПР. Например, вместо темы урока педагог делает запись о ВПР.
Текущих отметок в журнале должно быть достаточно, чтобы оценить динамику учебных достижений и контролировать, как ученики осваивают программу. Отметки за контрольные и проверочные работы педагоги выставляют в те дни, когда проводили работу. Запись о проведенной работе должна быть внесена в журнал. Региональные нормативно-правовые документы о ведении журнала могут предусматривать особые правила выставления отметок. Учитывайте их требования.
Педагоги в работе могут использовать шкалу оценивания, отличную от пятибалльной. В журнал они должны вносить отметки по пятибалльной шкале. Чтобы свести шкалы оценивания к одной, в локальном нормативном акте школы закрепите, как переводить баллы в отметку по пятибалльной шкале.
Отметки по результатам промежуточной аттестации педагоги выставляют в конечном столбце записей журнала за аттестуемый период после даты последнего проведенного в этот период урока. Оставлять пустые столбцы перед четвертными, триместровыми или итоговыми отметками не нужно. Результаты промежуточной аттестации педагоги фиксируют так, как устанавливает нормативный локальный акт, например, положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Закрепите порядок выставления отметки за промежуточную аттестацию как среднего арифметического по правилам математического округления в локальном нормативном акте. Так все педагоги школы будут использовать единый подход к выставлению отметок.
Если ученик отсутствует на уроке, в клетке вместо отметки педагог записывает «н», «от» или другой символ, который предусматривает версия электронного журнала. В клетках, которые предназначены для отметок, нельзя делать никакие пометки, кроме собственно отметок и записи об отсутствии.
Некоторые версии электронных журналов предусматривают специальное поле, в котором классный руководитель должен зафиксировать причину отсутствия ученика на уроке. Если такое поле есть, его обязательно нужно заполнить. В электронных журналах без специального поля и бумажных журналах указывать причину, по которой ученик пропустил занятие, не нужно.
Если учитель применяет оценивание в качестве воспитательного воздействия на школьника, может возникнуть конфликтная ситуация. В таком случае есть три последствия для педагога.
Спор с родителями ученика. Родители вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания учителя и их применение к школьнику. Для этого они могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ч. 11 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений. Но его можно обжаловать в порядке, который установлен законодательством РФ (ч. 4, 5 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Дисциплинарное взыскание. Родители могут пожаловаться напрямую директору – составить и подать в школу письменное обращение или обратиться с устной жалобой на действия педагога. В таком случае директор обязан отреагировать на обращение, проверить состоятельность доводов и дать родителям ответ. Если действия учителя подтвердятся, то педагога ждут два варианта наказания – замечание или выговор.
Предписание прокурора. Родители могут пожаловаться в прокуратуру на незаконные действия школы или ненадлежащее поведение учителя. Например, на оценивание не знаний ребенка, а его взглядов, убеждений и поведения. При наличии обращения от родителя прокурор проведет проверку по фактам, которые изложены в жалобе на действия педагога, и вынесет предписание. По итогам проверки прокурор может привлечь учителя к административной или уголовной ответственности.
Прогульщики. Пусть учитель выяснит, почему школьник пропустил занятия. Ведь ребенок может не посещать школу по уважительным причинам. Например, из-за социальных условий. В этом случае предвзятое отношение педагога и снижение отметок ученика за пропуски может быть расценено как дисциплинарный проступок и нарушение педагогической этики. Если вы с педагогом выяснили, что уважительных причин для прогулов у школьника нет, проведите профилактические беседы с родителями ученика. Побудите родителей соблюдать обязанности по воспитанию своих детей. Вместе с психологом и социальным педагогом окажите поддержку таким родителям и их детям. Чтобы педагог-психолог и социальный педагог могли работать со сложным школьником, родители должны написать согласие.
Нарушители дисциплины. Если дети забывают форму, тетради, хулиганят на уроках и переменах, они нарушают дисциплину. Школьники обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка учеников и другие локальные акты школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Ставить ребенку за это плохие отметки в журнал учитель не вправе, но может применить меры дисциплинарного воздействия. Например, ученику можно вынести замечание, выговор и даже отчислить при соблюдении ряда условий (ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности учеников начальной школы, а также детей с ОВЗ и различными видами интеллектуальных нарушений.
Если директор распорядительным актом установил неучебные дни или дни карантина, то в журнале учителя делают об этом запись. Есть несколько вариантов внесения сведений.
Вариант 1. Учитель делает запись каждого урока. Слева отмечает дату, справа в графе «Что пройдено на уроке» пишет слово «Карантин». Запись делают следующим образом:
10.03 – «Карантин по приказу от 11.03.2021 № 46» или «Карантин с 11.03.2021 по 15.03.2021».
Вариант 2. Слева на странице предмета журнала отмечают дату. Справа в графе «Что пройдено на уроке» пишут тему урока согласно тематическому планированию рабочей программы с указанием соответствующей формы, например «самостоятельная работа», и отметкой актированного дня или карантина. Этот вариант оформления удобно использовать, если ликвидировать отставания из-за карантина планируете с помощью дистанционного обучения.
В конце учебного года учеников 1–8-х и 10-х классов переводят в следующий класс. В бумажном журнале на странице сводной ведомости успеваемости напротив фамилии каждого переведенного ученика классный руководитель делает запись «переведен в … класс» и указывает номер протокола заседания педагогического совета и дату. На основании протокола школа издает приказ о переводе в следующий класс. В электронный журнал педагог или заместитель директора вносит реквизиты этого приказа.
Если у ученика есть академическая задолженность, в следующий класс его переводят условно. В классном журнале и в личном деле по итогам учебном года классный руководитель делает запись «переведен в … класс условно» и указывает данные протокола педсовета. После того как пройдет повторная промежуточная аттестация, утвердите приказом школы ее результаты. Выписку из приказа вложите в личное дело обучающегося. В журнале классный руководитель или заместитель директора делает отметку о ликвидации академической задолженности.
Единой формулировки, чтобы отразить в журналах окончание обучения 9-х и 11-х классов, в законодательстве нет. Такие правила должны быть зафиксированы в локальном акте школы – Положении о классном журнале. Обычно в журналы 9-х и 11-х классов педагоги вносят годовые отметки по предметам, отметки за экзамен и итоговые отметки.
Запись об отчислении в связи с окончанием обучения сделайте в соответствии с вашим локальным актом. Например, «отчислен в связи с завершением обучения», «выдан аттестат», «окончил обучение». Укажите дату и номер педсовета, на котором было принято решение. Подробнее о том, как правильно выставить итоговые отметки и выдать аттестаты, читайте в рекомендации.
Кроме общих требований, которые применяются и к бумажной, и кэлектронной версиям журнала успеваемости, есть ряд специфических условий ведения бумажного журнала.
Журнал заполняйте чернилами одного цвета. Записи должны быть разборчивыми и аккуратными. Специальных требований к цвету пасты для записей в бумажном варианте журнала успеваемости нет. Качество пасты, чернил, красителя, которые используете при заполнении бумажного журнала успеваемости, должно позволять сохранять записи в течение срока хранения журнала.
Можно взять как образец Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69
Как рассчитать количество страниц на предмет
На предмет, который изучается один раз в неделю, отведите 2 страницы. Когда увеличивается количество часов, увеличьте и количество страниц на предмет. Смотрите таблицу.
Как оформлять списочный состав класса
Списочный состав класса оформляйте в алфавитном порядке. Если в классе учатся однофамильцы, то порядок их размещения в списке класса определите по буквам имени. Имена учеников допустимо сокращать. При этом сокращенный вариант имени не должен помешать педагогу, который впервые работает с классом, воспроизвести имя ученика правильно. Если у школьника редкое имя, лучше написать его полностью.
Если в течение учебного года в класс прибыл новый ученик, запишите его фамилию в конце списка и укажите дату и номер приказа о зачислении. Если ученик убыл, также укажите дату и номер приказа об отчислении.